Как выбрать электрогитару

26 ноября 2021

как выбрать электрогитару

Хотите стать мировой звездой и новым гитаристом группы DragonForce? Или же вам не дают покоя лавры Стива Вая, и вы хотите показать всем, кто здесь главный? Возможно просто любите играть для себя и своих близких и решили перейти с акустики на электрогитару, но столкнулись с огромным количеством моделей на рынке и растерялись. В любом случае, если вы новичок, выбрать инструмент не так просто.

В этой статье мы не будем прислушиваться к мнению теоретиков, много лет спорящих о том, что звук гитары зависит даже от того, каким цветом она окрашена и при какой фазе Луны это происходило. Если для выбора электрогитары в магазине достаточно ее послушать и взять понравившийся вариант, то при онлайн-покупке нужно с самого начала хотя бы минимально разбираться в том, как устроен инструмент и для каких целей подходят те или иные варианты. Как говорят заядлые гитаристы: «Свою первую гитару я выбрал по цвету и внешнему виду». Чтобы с вами такого не произошло, мы расскажем о том, как выбрать электрогитару самостоятельно.

Внешний вид гитары

Многие считают, что от внешнего вида гитары напрямую зависит стиль, в котором на ней надо играть, и, соответственно, производители инструментов заранее «затачивают» свои гитары под определенную музыку. На самом деле это не так, ведь можно запросто выбежать на сцену к джазовому оркестру с какой-нибудь угловатой гитарой, вроде Ibanez Xiphos, и исполнить ту же партию с теми же звуковыми эффектами. Другое дело, как на вас будут смотреть зрители.

Здесь совет прост: выбирайте то, что нравится внешне. На своем инструменте вы сможете играть с одинаковым успехом и мелодичный блюз, и яростные «запилы» с перегрузом.

Пытаясь как-то выделиться на рынке музыкальных инструментов, производители придают своим электрогитарам хорошо узнаваемую форму, поэтому вы никогда, например, не спутаете Gibson Les Paul с Fender Stratocaster.

И сразу еще один совет: не гонитесь за мнением аудиофилов. Есть такая категория людей, которые готовы часами рассказывать о том, на каких комбиках, с какими эффектами, с какими струнами и в какое время суток надо испытывать гитару, чем ламповый звук отличается от современного цифрового, и чем дорогущий Fender из Custom Shop лучше китайской реплики Gibson. Прислушивайтесь к мнению тех, кто много и хорошо играет, а не много говорит.

Если же вы начинающий музыкант и только учитесь, то опыт и самостоятельное умение отличать извлекаемые звуки из разных гитар придет только тогда, когда вы поиграете хотя бы на десятке инструментов.

Типы электрогитар

В целом, электрогитары делятся на два типа:

Обычные электрогитары. Представляют собой альтернативу акустическим. Как правило, изготавливаются из цельного куска дерева, а звук извлекается не с помощью резонирующего отверстия в деке, а через специальные электронные датчики, установленные под струнами.

Существуют также полуакустические гитары, которые имеют и акустический корпус с резонаторными отверстиями, и звукоснимающие датчики. Такие инструменты использовались джазовыми музыкантами и считаются архаичными, но многие до сих пор их покупают как дань ретро-звуку.

Бас-гитары. Как правило, имеют четыре струны и предназначены для извлечения звуков в басовом диапазоне суровыми длинноволосыми басистами. Реже встречаются модели с пятью и более струнами, но это исключение из правил, такие инструменты используются, в основном, профессиональными музыкантами. Без «сочного» баса не обходится ни одна рок-группа, да и в джазе контрабас всегда считался неотъемлемой частью композиции.

Количество ладов на грифе

Чаще всего в природе встречаются электрогитары, у которых на грифе 21, 22 или 24 лада (двухоктавные). Этого вполне достаточно для исполнения любых композиций.

Можно встретить модели даже с 29 ладами. Стоят они довольно дорого и считаются экзотикой. С такими инструментами можно извлекать очень высокие звуки, что пригодится профессиональным соло-гитаристам, поднаторевшим в шреддинге. Гитары с большим количеством ладов должны быть собраны очень качественно, чтобы не было проблем с быстрым зажатием струн на верхних нотах и при игре тэппингом.

Гнаться за количеством ладов не стоит. Обратите внимание на корпус гитары. Иногда до верхних ладов бывает просто физически тяжело дотянуться из-за формы и толщины корпуса, поэтому тренироваться на Les Paul моделях придется усерднее, чем на каком-нибудь Telecaster.

Мензура гитары

Мензура гитары — это то, что заставит вас попотеть при настройке после покупки инструмента. По-научному, мензура — это длина рабочей части струны. Фактически, это расстояние от верхней точки опоры струны на грифе (нулевого лада) до нижнего порожка, на котором лежит струна.
Стандартной величиной мензуры, которая используется в большинстве электрогитар, считается 25.5 дюйма (647.7 мм) для гитар Fender и 24.75 дюйма (628.7 мм) для Les Paul. Остальные производители также балансируют между этими показателями, не рискуя их менять.

Казалось бы, между этими мензурами совсем небольшая разница по длине, однако на практике ощущения при игре довольно сильно отличаются. В гитарах с большей мензурой звук более лязгающий, гулкий, а флажолеты звучат немного чище из-за расстояния между ними. Большие мензуры подойдут для хардкорного низкого строя, где важно дать ритм, который будет качать толпу (или ваших соседей). Струны зажимаются мягче.

У гитар с меньшей мензурой звук более мягкий и теплый, а количество обертонов увеличено. Такие инструменты подойдут для игры в разных стилях, где требуется «ламповое» исполнение и мелодичное «соло». Опять же, не стоит забывать, что никто не привязывает отдельные показатели и механизмы гитары к определенному стилю игры, покупайте то, что вам нравится.

На деле с цифрами не все так просто. Чтобы гитара строила на всех ладах, необходимо повозиться с настройкой мензуры с помощью специальных седел на бридже, которые можно передвигать зажимными болтами или другими способами, предусмотренными производителем инструмента. Если у вас нет опыта, то за этим лучше обратиться к специалисту.

У бас-гитар мензура намного больше, что позволяет выдавать более гулкий и сочный звук. Стандартная длина мензуры для баса — 34 дюйма (863.6 мм).

Из-за разницы в звучаниях мензур у профессиональных музыкантов обычно несколько гитар в запасе. И дело здесь совсем не в том, что гитара для музыканта — это как платье для девушки, и с одним и тем же инструментом два раза за концерт на сцену не выйдешь.

Гриф гитары и его особенности

Оценить внешний вид грифа и его качество при покупке гитары через интернет не получится. Впрочем, за это в наше время можно не переживать, потому что инструменты изготавливаются на современном оборудовании и по определенным стандартам, после чего тестируются живыми людьми. Брак встречается крайне редко.

Первым делом определитесь с шириной грифа и его толщиной. Например, если вы хотите играть быстрые живые соло в стиле Стива Вая и Джими Хендрикса, то вам подойдет узкий и тонкий гриф. Такие бывают в гитарах Ibanez, некоторых Гибсонах и еще у ряда производителей. Здесь также все зависит и от длины ваших пальцев.

В то же время для игры чего-то тяжелого, сурового металла и арпеджио на перегрузе, подойдут грифы со средним и широким профилем. У них чуть выше сустейн (время звучания одной ноты), поэтому при сильной атаке по струнам в хорошей гитаре иногда можно услышать, как дрожат ваши колени. С толстым грифом электрогитара резонирует сильнее.

Другое дело — крепление грифа. От него зависит не только общая прочность гитары, но и звукопередача. Несмотря на цельный корпус электрогитары, вибрация струн передается и на него, меняя звучание.

  • Крепление на болтах считается самым распространенным и используется производителями в самых разных гитарах. Ничего примечательного, довольно слабый сустейн, но в некоторых стилях музыки он и не требуется. Хорошо подходит для исполнения тяжелой музыки, хотя считается просто универсальным;
  • Вклеенный гриф любим такими компаниями, как Gibson, поэтому подражатели без зазрения совести используют подобную технику крепления. Из-за улучшенного контакта с корпусом гитары сустейн ощущается гораздо четче, но из-за технологии изготовления инструменты с вклеенными грифами стоят дороже, а если понадобится ремонт или замена, то сами вы такую электрогитару вряд ли разберете;
  • Сквозные грифы — самые дорогие и надежные. Хороший сустейн, но на низких нотах резонирование будет чуть ниже, чем у того же крепления на болтах. Лучше передают звучание дерева, из которого изготовлен корпус гитары. В гитарах со сквозным грифом нет пятки, что позволяет лучше перемещать руку при исполнении соло в верхнем регистре.

Не стоит забывать, что в легендарных гитарах «Урал», с которыми, при желании, можно было охотиться на мамонтов, гриф к корпусу крепился вообще с помощью гвоздей.

Несколько слов о звукоснимателях

Можно долго и нудно рассказывать о видах звукоснимателей, о способе их производства, методах намотки катушек, принципе работы и многом другом. Профессионалы и так хорошо разбираются в том, что им нужно, а для новичков эта информация останется бессмысленной. Условно звукосниматели в современных гитарах можно разделить на два вида:
  • Сингловые — это звукосниматели с одной катушкой внутри. Их изобрели довольно давно, но почти сразу выявился небольшой недостаток — они достаточно сильно фонили из-за того, что ловили радиопомехи прямо из окружения. С тех пор прошло много времени, и современные «синглы» уже отдают качественный звук и горячо любимы многими музыкантами.
  • Хамбакеры — это звукосниматели с двойными катушками, из-за чего по ширине в два раза больше синглов. За счет особенностей намотки радиочастотные сигналы нивелируются и гитара меньше фонит.

Далее идет чистая вкусовщина. Многие говорят, что синглы дают более чистый звук, насыщенный обертонами, в то время как хамбакеры ведут себя немного грубее, выдавая сочное и гулкое звучание. Все индивидуально, поэтому перед покупкой гитары лучше всего послушать, как она звучит. В этом вам сможет помочь даже YouTube.

В гитарах встречаются разные комбинации звукоснимателей. Например, метка S-S-S обозначает, что в деке установлены три «сингла», а пометка H-H говорит о двух хамбакерах. Есть и сочетания H-S-S — один бриджевый хамбакер и два сингла. Тип установленного звукоснимателя можно определить даже по фотографии электрогитары, что удобно при покупке онлайн.

Бриджевый и нековый датчики

Нельзя обойти стороной и особенности бриджевого и некового датчика (звукоснимателя).

Не секрет, что диапазон колебаний струны на всем ее протяжении разный. Если у бриджа струна колеблется совсем чуть-чуть из-за находящегося рядом крепления, то у нека (места соединения грифа с корпусом) амплитуда очень высокая, намного больше обертонов и сочнее звук.

Обычно на бриджевом датчике играется тяжелый ритм и партии на перегрузе, где требуется четкое исполнение без «размазанного» звука, а на нековых датчиках можно играть тягучие соло и арпеджио, в том числе в акустическом режиме. Здесь, опять же, дело вкуса и опыта.

Активные и пассивные датчики

В некоторых гитарах установлены специальные «активные» звукосниматели, но, чтобы понять, чем они лучше, придется хотя бы немного разобраться, как они работают.

Звукосниматели преобразуют энергию колебания струн в электрический сигнал и передают его на комбик или другое устройство, к которому подключена гитара. Чтобы сигнал со звукоснимателей мог дать хоть какую-то нагрузку на усилитель, на катушки пассивных датчиков наматывается очень много витков проволоки, что ведет к увеличению сопротивления и к снижению качества передачи высоких и низких частот. Именно поэтому пассивные датчики звучат мощно, но в звучании не хватает полного спектра обертонов.

В активных датчиках используются низкоомные катушки с малым количеством витков. Благодаря им на вывод лучше передаются высокие и низкие частоты, вот только мощности такого сигнала недостаточно, чтобы нагрузить усилитель, особенно если вы играете через очень длинный кабель. На помощь приходят «преусилители» или преампы, как их называют в музыкальной среде. Устанавливаются они прямо в звукосниматель и благодаря этому звук с низкоомной катушки усиливается практически сразу, а не после прохождения через все кабели. Конечно, для питания преампа нужно питание, поэтому он запитывается от батареек. Батарейки живут долго, но лучше не забывать их вовремя менять, чтобы не было сюрпризов в неподходящий момент.

Во многих гитарах с установленными активными датчиками их можно переключать между пассивным и активным режимами, что позволяет шире использовать возможности инструмента.

Что касается разницы звучания, то здесь все зависит, в первую очередь, от производителя звукоснимателя. Многие говорят, что у активных датчиков звук не очень натуральный, другие, наоборот, утверждают, что именно в них он самый насыщенный.

Материалы изготовления

Новички не услышат разницы между электрогитарами, изготовленными из разных видов дерева, но более опытные музыканты уделяют этому серьезное внимание. От породы может зависеть будет ли звук мягким, или наоборот более звонким.

Так, с корпусом из красного дерева (махагона) гитара будет звучать мягко, певуче. Подойдет для ритм-гитар и там, где не требуется много «верхов». Чтобы добиться золотой середины, для изготовления топа (верха корпуса) гитары используют более твердые породы дерева, чаще всего это клен, а для остальной части — более мягкие.

Материалы по увеличению жесткости дерева и, соответственно, по увеличению яркости звука: липа, ольха, тополь, ясень, орех. Клен самый звонкий и подходит для красивых арпеджио и лязгающего звука гитарных соло.

Грифы гитар чаще всего производят из клена. Он не только прочный и твердый, но и делает звук более резким. Самые мягкие по звуку грифы из палисандра, но найти их намного сложнее.

Можно сделать комбо: гриф + корпус из махагона. На таком инструменте вам удастся сыграть лучший ламповый блюз.

Бридж

Бриджи (место крепления струн на корпусе гитары) бывают двух типов:

  • Фиксированные бриджи. В этом случае струны жестко закреплены, но у таких гитар чуть меньше сустейн, чем у остальных. Кроме того, они хорошо держат строй. Этот вариант может выбрать новичок и тот, кто не собирается извлекать из инструмента дополнительных звуков.
  • Тремоло-бриджи гораздо интереснее, но требует определенного умения. Здесь есть подпружиненная подвижная часть, среди музыкантов именуемая машинкой. Приводится в действие с помощью рычага, который при нажатии либо «просаживает», либо натягивает струны, выдавая эпичные звуки. Работа машинкой позволяет гитаристу использовать все возможности гитары, создавая интересные эффекты, но в этой конструкции есть и ряд недостатков.

В совсем дешевых моделях с тремоло-бриджами гитара не всегда может держать строй. Например, если в процессе игры нажать на рычаг, а после отпустить, чтобы механизм занял исходное положение, то нужное натяжение струн может так и не вернуться. Поэтому если вам нужен инструмент с тремоло, лучше не экономьте. Если же решили приобрести недорогую гитару с таким механизмом, лучше выкрутите рычаг от греха подальше, чтобы каждый раз не настраивать инструмент заново.

Количество струн и другие особенности

Для стандартной бас-гитары классическим считается наличие четырех струн, а для электрогитары — шести. Как мы уже говорили, встречаются пятиструнные басы, но они подойдут опытным музыкантам.

Что касается электрогитар, то начинать нужно с шестиструнных инструментов, с семиструнными управиться будет гораздо сложнее, но в них, как и в восьмиструнных, можно поддерживать особенный строй, позволяющий играть одновременно и в басовом диапазоне, и в обычном.

Также в некоторых гитарах может встречаться такой механизм, как «топ-лок», представляющий собой зажим на месте порожка вверху грифа. Обычно ставится на неплохие гитары, в которых установлен Whammy-bar (та самая машинка для вибрато). Такая запирающая система снижает нагрузку на колки при работе рычагом машинки и снижает возможность гитары расстроиться.

Еще одна интересная особенность некоторых гитар — сквозное крепление струн. В этом случае струны крепятся не на бриджевой планке, а проходят сквозь нее, вглубь корпуса гитары, и крепятся с обратной стороны. Такая конструкция позволяет передавать на корпус больше вибраций и выдает более сочный звук.

Вывод

  • Первая электрогитара не обязательно должна быть дорогой. Если вы играете сравнительно недавно, то необходимости в каком-нибудь ESP LTD Snakebyte с датчиками, в разработке которых принимал участие сам James Hetfield, нет.
  • Например, новичку подойдет инструмент с 21–22 ладами, 6-ю струнами на болтовом грифе. Что касается датчиков, то здесь все индивидуально. Начинающему музыканту не обязательно брать инструмент с активными звукоснимателями, но лучше, если в схеме будут и хамбакеры, и синглы, чтобы лучше чувствовать разницу и подбирать разные стили и техники игры в процессе обучения.
  • Наличие тремоло-бриджей в дешевых гитарах не всегда оправдано, но если все же решили взять себе такой инструмент, постарайтесь правильно отстроить на нем мензуру и высоту подъема струн над ладами, чтобы минимизировать потери точности настройки после работы рычагом.
  • На самом деле народные умельцы даже из обычной лопаты умудряются сделать отличную электрогитару, ведь для успеха нужны хорошие датчики и струны. А главный секрет заключается в руках музыканта: хороший гитарист качественно сыграет на инструменте любой стоимости, а теоретик будет продолжать искать отговорки и изъяны в звучании.

Уже готовы стать рок-звездой? Тогда приступайте к выбору электрогитары на нашем сайте!



Выбрать электрогитару


Смотрите также:
Как выбрать портативную колонку
Как выбрать наушники

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 15