Как выбрать моторезину

6 сентября 2021

как выбрпать моторезину



Какие требования предъявляются к мотошинам? На что влияет рисунок протектора? В чем разница между мягкой и твердой резиной? Какой корд скоростнее: радиальный или диагональный? Можно ли поменять местами переднюю и заднюю шину? Сколько километров необходимо для обкатки новой резины? Что такое индексы скорости и нагрузки? Какие известные бренды задают тренды в отрасли? Кто такой шинный человечек Бибендум?

На эти и другие вопросы ответим в нашей статье!

Общие сведения: типы, корды и требования

Подбор шин для мотоцикла — непростое дело, потому что хочется усидеть на нескольких стульях одновременно. Во-первых, нужна хорошая управляемость и сцепление с различными типами покрытия, во-вторых, шины не должны мешать разгону, в-третьих, необходимо, чтобы резина долго «ходила». К сожалению, «идеальных» шин не существует, поэтому приходится искать компромисс.

Принципиальная разница между шинами кроется в составе резины и рисунке протектора (на сленге мотоциклистов — нарезке). От состава зависит, какой на выходе получится резина — жесткой или мягкой. Первая дольше эксплуатируется, вторая имеет лучшее сцепление с дорогой. Также встречаются комбинированные варианты, в которых производители пытаются прийти к «золотой середине», уравновешивая срок службы и сцепление.

Рисунок протектора варьируется от «лысого» до ярко выраженного рельефа. Нарезка напрямую зависит от класса мотоцикла (спортивный, классика, эндуро и т.д.) и характера покрытия (трек, грунт, асфальт, пересеченная местность и т.д.).

Лайфхак: если во время езды есть даже небольшой юз заднего колеса — время менять резину!

радиальное и диагональное строение корда

На характеристики резины влияет строение корда (внутреннего каркаса шины). Корды бывают радиальными и диагональными.

В радиальной шине слои корда перпендикулярны плоскости вращения колеса. Такое колесо считается скоростным и используется в легких спортивных мотоциклах. За счет низкой боковины (высоты профиля) выдерживает небольшие нагрузки.

В диагональной конструкции слои корда пересекаются между собой под углом, образуя букву «Х». Такая конфигурация увеличивает сцепление с дорогой и повышает прочностные качества колеса. Правда, из основного преимущества вытекает и главный недостаток: из-за хорошей сцепки и высокой силы трения выделяется большое количества тепла, что негативно сказывается на структуре колеса и уменьшает его срок службы.

По типу установки резину делят на:

  • переднюю — имеет поперечное сечение в виде треугольника, отвечает за маневренность и воспринимает бо́льшую часть тормозной нагрузки. В среднем при торможении 70 % усилия приходится именно на переднее колесо. В отличие от заднего колеса имеет более гладкий рисунок;
  • заднюю — поперечное сечение условно представляет собой «плоский прямоугольник». Колесо отвечает за сцепление с дорогой, но в то же время оно не должно мешать набору скорости. Обладает рельефным рисунком;
  • универсальную — «любительский» вариант, который встречается реже первых двух типов. Причина в том, что невозможно перераспределить задачи с разных колес. Каждый тянет свою «лямку».

Кроме этого, важно учитывать еще и направление шины. Оно указывается на самом колесе с помощью стрелки. Если перепутать направление, то шина не обеспечит заявленную производителем безопасность при езде.

Напоследок отметим, что шины бывают камерными и бескамерными. Вариант без камеры наиболее популярен за счет своей надежности и прочности.

Интересно знать: аквапланирование — термин из жаргона байкеров, обозначающий ситуацию, когда во время езды по воде (лужам) колесо байка начинает юзать из стороны в сторону. Как правило, причина скольжения заключается в том, что на мотоцикл устанавливают несовместимые друг с другом шины.

Назначение протектора: от скутеров до спортивных

Протектор предназначен для увеличения сцепки пятна контакта с дорогой. В зависимости от класса мотоцикла и характера поверхности, по которой планируется передвижение, подбирается рисунок протектора.

Согласно одной из самых популярных классификаций, предложенной еще в середине 1990-х изданием «За рулем», мотоциклы можно разделить на «американские», двойного назначения, «классические», спортивные, специализированные, туристические и т.д. Каждый из этих типов разветвляется на еще бóльшее число подтипов. Так, к «американцам» относятся кастомы, круизеры, чопперы и другие.

Расскажем об особенностях резины наиболее популярных подтипов:

  • триал — обладает повышенной эластичностью, износостойкостью и устойчивостью за счет блочной системы рисунка. Большое число граней обеспечивает хорошее пятно контакта с неровной поверхностью. Как правило, имеет металлокордовый каркас;
  • классик — универсальный вариант для езды по дорогам разного типа;
  • кросс — такая резина предназначена для езды по грязи, песку и гравию, поэтому имеет агрессивную нарезку. Кроме рисунка на сцепку влияет состав шины;
  • спорт — для агрессивной езды по городу; в отличие от трековых имеют более развитую систему канавок;
  • спорт-туристический — предназначен для дальних поездок по различным покрытиям и в разную погоду. Имеет разветвленную систему канавок для отвода воды;
  • трек — имеет или полностью гладкую сликовую поверхность, или небольшие нарезки для отвода воды. Такой рисунок обеспечивает максимальную сцепку с треком;
  • чоппер/круизер — представлен широкой линейкой от ретро-колес с белой полосой до шин типа «спортивного слика»;
  • эндуро — бывает городского (для асфальта) или двойного назначения (асфальт/грязь). Первые имеют большое пятно контакта, вторые — ярко-выраженный рельеф.

Интересно знать: белую полосу в ретро-шинах изначально покрывают синей краской, чтобы сохранить ее внешний вид. Краска легко снимается при первой мойке.

Особняком стоят мопеды и скутеры. Рисунок протектора для них бывает 2 типов: «елочки» или «волны». Первые предназначены для езды по асфальту, вторые — по гравийным и другим агрессивным дорожным покрытиям.

Важно знать: обкатка шины занимает 100–200 км. За это расстояние она приобретает нужную шероховатость и притирается к диску. На этапе обкатки не стоит «лихачить» и «дымить».

Маркировка = характеристика колеса

Моторезина маркировка

По маркировке, нанесенной на шину, можно узнать бренд, серию, а также основные характеристики резины. Существует несколько систем маркировки, наиболее популярная — стандартная метрическая. Реже для обозначения туристических шин используется система «Альфа».

На резине указывается ее размер (высота и ширина профиля) и диаметр колеса, на который ее устанавливают, особенности корда (радиальный или диагональный) и строения (камерная/бескамерная).

Для того, чтобы понять эксплуатационные возможности, отмечают индекс скорости и нагрузки, а стрелкой указывают направление движения шины. Игнорировать «стрелочку» нельзя, иначе резина быстро износится, да и сама езда будет небезопасной.

Для подтверждения заводского качества и определения срока годности на профиль наносится DOT-номер. Первые его цифры означают неделю, а вторые — год выпуска.

Лайфхак: маленькие стрелки по окружности шины, указывающие на протектор, — это индикаторы износа. Если приглядеться, можно заметить напротив такой стрелки в канавке протектора бугорок. Если нарезка стирается до этого бугорка, значит пора менять «лысую» резину!

Для закрепления расшифруем маркировку шины из следующего примера: 80/90R17 50S TL:

  • 80 — это ширина профиля в мм;
  • 90 — высота профиля в процентах от его ширины;
  • R17 — диаметр колеса;
  • 50 — индекс нагрузки, который соответствует максимальной нагрузке при нормальном давлении 190 кг;
  • S — обозначение индекса скорости, в данном случае буква показывает, что предельный разгон мотоцикла составляет 180 км/ч;
  • TL — обозначает тип шины — бескамерный.

Таблица индексов

Кроме этого, на маркировке встречаются буквы «R» или «D», которые характеризуют строение корда: радиальное или диагональное.

Важно знать: хранить колесо нужно в положении стоя в отапливаемом и проветриваемом помещении.

Обзор известных брендов: Bridgestone, Michelin, Pirelli и другие

Моторезина протектор

Сориентируем вас в мире мотошин и расскажем о нескольких брендах, которые пользуются популярностью у наших покупателей. Предупреждаем, что представленный список не является исчерпывающим, а лишь знакомит с некоторыми известными производителями.

Bridgestone — японская компания, которая начинала с производства обуви, но развилась и смогла стать одним из лидеров мирового рынка шин. Сегодня 80% производственных мощностей компании задействовано в изготовлении шин в широком ассортименте: от моторезины до шин для шасси самолетов.

Continental — лидер по продаже шин в Европе и один из самых крупных игроков на мировом рынке. Компания была основана в 1871 году и начинала с производства велошин. С тех пор она активно развивается, постоянно внедряет новые технологии и часто задает тренды в своей сфере. Основные преимущества бренда: широкий ассортимент, 100% безопасность изделий и выдающееся качество резины.

Metzeler — немецкая компания, которая с недавних пор входит в состав группы Pirelli. История Metzeler корнями уходит в XIX век, начиная с середины XX века она производит исключительно мотошины. Линейка продукции максимально широкая и может удовлетворить даже самого взыскательного покупателя.

Michelin — французский шинный гигант, которому в свое время также принадлежала компания Citroen. Является одним из лидеров отрасли, а также законодателем мод. Например, в 1946 году Michelin были изобретены шины с радиальным кордом. Если говорить об узнаваемости, то символ компании — шинного человечка Бибендума — знают даже те, кто далек от авто- и мотоиндустрии.

Pirelli — итальянская компания, которая принадлежит китайскому химическому гиганту ChemChina. Как и большинство мировых лидеров, начинала свое производство с велошин. Продукция представлена широким спектром авто- и мотошин.

С 2011 года Pirelli — единственный поставщик резины для соревнований Формула-1, а также официальный спонсор миланского клуба «Интер».

Важно знать: балансировка колеса может производиться «на коробках» или «на стенде». Первый способ ручной: колесо надевают на ось, а ее, в свою очередь, кладут на два упора (например, коробки). Потом колесо крутят и постепенно навешивают грузы, чтобы поймать равновесие. «На стендах» — автоматическая балансировка с помощью спецмашины, на которой есть вал. Ее проводят на СТО и точках шиномонтажа. Этот способ более точный и быстрый.

Выводы

Моторезина-вывод


Итак, для того, чтобы выбрать надежные мотошины, необходимо:

  • 1. Подтянуть матчасть. Мотошины должны иметь хорошее сцепление с различными поверхностями, а также быть скоростными и прочными. К основным характеристикам относят рисунок протектора и состав резины. Важное значение имеет конфигурация корда: радиальная или диагональная. Также различают шины по месту установки: передние, задние и универсальные.
  • 2. Разобраться в рисунке протектора. Какой байк, такая и нарезка: на спортивные вешают слики, для эндуро понадобится ярко выраженный рельеф, спорт-туристические имеют разветвленную систему канавок и предназначены для долгой езды по различным дорожкам, для чоппера можно найти ретро-колесо с белой полосой. Особняком стоят миниколеса для скутеров и мопедов.
  • 3. Расшифровать маркировку. На ней указаны все характеристики, которые влияют на быструю и безопасную езду. Здесь есть диаметр колеса и DOT-номер, индексы скорости и нагрузки, конфигурация корда и размеры профиля, особенности строения шины (камерная/бескамерная).
  • 4. Присмотреться к бренду. Существуют гиганты, которые задают тренды в отрасли, к ним относятся Bridgestone, Michelin, Pirelli. Выбирать их продукцию или более бюджетный вариант — каждый решает самостоятельно.

Теперь вы знаете все, чтобы найти надежную резину для любых условий. Удачных покупок и легкой дороги!

Рейтинг статьи:

 рейтинг: 5  голосов: 2